Вернуться на главную страницу Algo.ru  
 

Российские вузы готовы к использованию технологий Lotus

 

 

     

30 сентября 1999
–> вернуться на Lotus

28 сентября в Министерство образования РФ совместно с российским представительством Lotus Development Corp. провели конференцию «Программное обеспечение Lotus: новые возможности для системы образования и дистанционного обучения». На этой конференции Lotus и ее партнеры познакомили представителей российских вузов с решениями для поддержки учебного процесса и организации дистанционного обучения студентов и персонала организаций.

Эта конференция — первое в России крупное мероприятие, посвященное использованию современных компьютерных технологий в учебном процессе. Проведение столь масштабного мероприятия для такой специфичной аудитории — новинка для Lotus. Но и представителей вузов не привыкли к такому вниманию со стороны крупных фигур рынка информационных технологий. К сожалению, вузы сейчас — далеко не самые богатые организации в нашей стране. Стараясь сохранить высокий уровень своих выпускников, государственные учебные заведения не стремятся к расширению коммерческого набора слушателей. Бюджетные же средства, если и выделяются, то в совершенно недостаточном количестве. Поэтому ведущие компьютерные компании не то чтобы обходят вузы своим вниманием, но рассматривают сотрудничество с ними скорее как спонсорскую помощь и относятся к этой деятельности не очень серьезно.

Lotus в этом отношении проявила другой подход. Организовав мероприятие, на которое собрались представители практически всех российских вузов, компания считает основной задачей конференции практически повсеместное распространение своих продуктов в образовательной среде. Оправдан ли такой интерес со стороны Lotus к образовательным учреждениям? Готовы ли вузы внедрять передовые технологии, предлагаемые им этой компанией? Нужны ли преподавателям новые средства создания учебных курсов и дистанционного обучения? Ответы на все эти вопросы можно было получить на конференции.

Вот что говорят преподаватели о перспективах использования технологий дистанционного обучения в своих вузах:

Петуховский Сергей Львович, начальник учебно-методического управления Омского государственного аграрного университета.

— У нас сейчас очень остро стоит проблема дистанционного обучения. Наш университет обладает широкой сетью филиалов и экспериментальных площадок. По многим специальностям, например, по водному строительству или землеустройству высшее образование можно получить только у нас, или уже за Уралом. Так что для нас обучение через Интернет — хорошее предложение, а эта конференция — отличная возможность сравнить наши местные продукты, предназначенные для дистанционного обучения с решениями Lotus и выбрать для себя оптимальный вариант.

Люблинская Наталья Николаевна, директор межотраслевого регионального центра повышения квалификации Братского государственного технического университета.

— Нас интересуют информационные технологии, на базе которых могут создаваться электронные учебники, пособия, которые в дальнейшем можно использовать при дистанционном обучении. Мы уже создаем свои электронные учебники, регистрируем их применяем в своей работе. Но сейчас мы ищем удобную среду, в которой можно разрабатывать такие учебники. На первый взгляд технологии Lotus кажутся мне интересными. Но сначала нужно попробовать, а потом можно будет судить о качестве этого продукта.

Удаленное обучение — для нас очень нужная вещь. Но и проблем, связанных с его введением много. Приобретая ПО Lotus даже в рамках действующей сейчас программы, университет должен заплатить немалые деньги. И это не единственные затраты. Аренда линий связи и создание дисплейных классов тоже выльется в немалые деньги. Я думаю, мы все же пойдем на такие вложения, потому что для нас удаленное обучение — не просто модная игрушка, а стратегическое направление развития.

Цикин Игорь Анатольевич, зав кафедрой радиотехники и телекоммуникаций и директор центра дистанционного обучения Санкт-Петербургского технического университета.

— Мы свой выбор уже сделали. На мой взгляд, деятельность в области дистанционного образования не мыслима без среды Lotus. Это среда, в которой очень многое создано для удобства преподавателя , и наше дело только разрабатывать соответствующие курсы и наполнять их тем образовательным продуктом, в котором мы компетентны. Все остальное Lotus сделал за нас. Мы уже попробовали Learning Space в работе. К сожалению, пока только нелегальные версии. Но теперь надеемся приобрести лицензионное ПО. Конечно, Lotus нам помогает, объявив специальную программу для продажи своего программного обеспечения в вузы. Без Lotus мы работать не будем!

С этого года мы открыли новый факультет открытого дистанционного обучения, то есть сейчас речь идет о полной программе обучения, вплоть до диплома. В принципе студент может даже не приезжать на сессию. В своей работе мы активно используем интерактивные технологии, включая видеоконференцсвязь — как через Интернет, так и с использованием ISDN. В частности, в наших международных проектах. Гораздо более сложная проблема — виртуальная лабораторная практика. Мы пока еще не нашли ни одного достойного предложения в этой области и пытаемся решать проблему самостоятельно. Ведь для инженерного образования такая практика необходима. А российские вузы, которые занимают лидирующие позиции именно в области инженерного образования, могут успешно предлагать за рубежом свои услуги по дистанционному обучению инженерным специальностям и на равных конкурировать с западными коллегами.

Партнеры Lotus, представившие вузам свои решения для системы образования, рассматривают свою работу с вузами как долгосрочное вложение, которое несомненно даст отдачу и приведет к развитию бизнеса компании.

Петр Костюков, технический директор компании КИТ, партнера Lotus:

— Продавая лицензии на программное обеспечение вузам, мы практически не получаем никакой выгоды. Учебные заведения обычно берут либо демо-версии, либо покупают работающее ПО в рамках специальных программ, предполагающих очень низкие цены. Мы работаем с вузами, преследуя совсем другие цели. Используя современные технологии, которые мы им предлагаем, вузы будут готовить специалистов нового качественного уровня. Во-первых, они будут достаточно подготовлены, чтобы работать, например, в нашей компании. А, во-вторых, будут использовать технологии Lotus в своей дальнейшей работе.

Ирина Слюсаренко, заместитель директора учебного центра, АйТи

— Средств у вузов для приобретения наших решений, конечно, не много. Но нам выгодно, чтобы молодые люди, которые приходят работать к нам или в другие компании, уже владели информационными технологиями и знали о том, какое программное обеспечение существует на рынке. Поэтому мы, развивая программу Lotus, по которой вузы могут приобретать ее программное обеспечение по ценам практически в 100 раз ниже стандартных, планируем продавать наши программные продукты БОСС-Рефент + Сократ + Реаниматор по 2$ за лицензию, если их приобретается не менее 500.

Мы считаем очень важным, чтобы молодые люди, заканчивающие вуз, знали о российских производителях софта и владели навыками работе с программным обеспечением. Не только те, которые будут заниматься программированием, но и экономисты, управленцы и другие специалисты. Сейчас мы работаем над созданием центра АйТи-МИФИ на базе экономико-аналитического института МИФИ. Обучение здесь будет проходить с использованием наших программных продуктов для комплексной автоматизации предприятий. Изучение этих программных продуктов будет входить в программу подготовки экономистов и бухгалтеров.

Кроме того, мы и сами заинтересованы в притоке квалифицированных кадров. Сотрудничая с вузами, мы привлекаем к себе студентов для прохождения практики и выполнения дипломных работ. А, закончив учебу, такой студент придет к нам уже практически готовым специалистом.

Василий Масловский, ведущий специалист компании «Интерпроком ЛАН»

— Работая с вузами, мы преследуем определенные цели. Студенты вузов, познакомившись с технологиями Lotus и осознав, насколько это удобная и перспективная платформа, придут к нам за полноценными коммерческими продуктами. В общем-то, продвижение своих решений в вузы, можно рассматривать как своеобразную рекламную кампанию.

Предлагая вузам, приобретать программное обеспечение Learning Space для организации дистанционного обучения, партнеры Lotus считают, что учебный центр может получить и прямую выгоду от использования этих продуктов. Петр Костюков отмечает:

— Технологии Lotus обеспечивают решения, которые не только могут существенно улучшить учебный процесс, но и дать вузу реальную возможность заработать деньги. Например, использование системы дистанционного обучения Learning Space позволяет вузу существенно расширить круг студентов, а значит дает реальную возможность заработать деньги.

Методика дистанционного обучения, предлагаемая Lotus, выглядит достаточно привлекательно для студентов. Так считает Василий Масловский, который сам подготовил курс с использованием Learning Space:

— Обучение с помощью Learning Space почти столь же эффективно, как традиционные методы обучения. А поскольку в этой методике используются новые современные технологии, то такой процесс обучения очень интересен для студентов. Они с удовольствием обучаются через Интернет. Этот процесс захватывает студентов, как игра, и в занимательной форме они получают важные знания. Студенты не просто читают статичный материал, они запускают программы, они следуют за учителем, тут же выполняют задания и отвечают на вопросы. Если обучение проходит синхронно, когда в определенный момент времени преподаватель и студенты встречаются в виртуальном классе, студент видит все что делает преподаватель, а преподаватель следит за реакцией своей аудитории. Используя современные технологии и средства мультимедиа, любой курс можно сделать интересным. Даже по самым скучным предметам. Learning Space построен таким образом, что, например, встроить мультимедиа-объекты можно очень просто, и это не вызовет затруднений даже у преподавателя, не сталкивавшегося раньше с подобными вещами. И, конечно, такой курс студенты смогут легко и быстро освоить.

Анализируя готовность преподавателей и специалистов вузов использовать современные информационные технологии в учебном процессе, Ирина Слюсаренко утверждает:

— Конечно, внедрение в вузах новых технологий и программных продуктов — очень непростое дело. Это связано и с дополнительной нагрузкой, которая ложится на преподавателя, и с материальными затратами. Но сейчас в этой сфере работает очень много энтузиастов, которые понимают насколько важны новые современные технологии в системе образования. Так что все наши предложения обычно встречают большой интерес со стороны высших учебных заведений.


–> вернуться на канал Lotus