Вернуться на главную страницу Algo.ru  
 

Стереоэффект в московском стройнадзоре

 

 

     

5 ноября 1999
–> вернуться на Lotus

Проблема.

Москва, 1998 год. Как всегда, на существование проблемы обратили внимание только после серьезного происшествия — рухнула часть только что отстроенного дома. К счастью, никто не пострадал, но стало очевидно, что в ходе строительства были допущены серьезные, непростительные нарушения. На вопросы «Почему произошла трагедия?» и «Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?» искали ответ чиновники всех рангов из множества ведомств. Проблема действительно серьезная — в Москве строиться множество домов и обеспечить качество строительных работ — головная боль и мэра города, и различных городских служб, и всех строительных организаций.

Может быть, процесс строительства зданий не достаточно контролируется? Но оказывается в Москве существует восемь уполномоченных органов контроля строительных работ.

Мосстройлицензия выдает лицензии на строительную деятельность и может приостановить ее действие по соответствующему предписанию. Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) выдает разрешение на строительство конкретного объекта и контролирует сам процесс работ. Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) следит за тем, чтобы стройка не нарушала порядок вокруг себя. Мосстройсертификация занимается качеством строительных материалов, контролирует технологии их производства. Земельная инспекция поправит строителей, если они залезут на территорию соседей, а Мосгорэкспертиза проследит, чтобы вместо запланированных четырех этажей не появилось в проекте шесть. СЭС проверит наличие свежей воды, стоков, обустройства, а Москомприрода защитит зеленые насаждения вокруг строящихся зданий.

После такого перечисления проблема становится очевидной. Несмотря на то, что со стороны каждой организации контроль весьма жесткий, взаимодействие всех контролирующих органов не налажено. Каждый центр надзора (некоторые из них имеют даже разное отраслевое подчинение) контролирует только свою часть строительства.

Итак, возникла задача — соединить информацию всех надзорных организаций, чтобы иметь возможность «изучить» строителя со всех сторон. Классическая задача интеграции. Однако классическая — не значит легкоразрешимая.

Во-первых, хотя во всех надзорных организациях и существуют компьютерные системы, все они построены различным образом. В одних база данных создана на dbVista, в других — написана на Clipper, в третьих удовольствовались Access, Excel или даже Microsoft Word. Понятно, что формат данных — разный.

Кроме этого, адреса одних и тех же объектов (как строек, так и компаний-подрядчиков) различными надзорными органами записываются по-разному. Знаете ли вы, что в Москве существует десять способов адресации? Например, дом, в котором находится Институт Развития Москвы (организация, отвечающая за решение этой проблемы) имеет три (!) несовпадающих адреса, причем все три — абсолютно законные!

Итак, системы и форматы данных различны, и просто слить всю информацию в одну супербазу не представляется возможным. Что здесь предложит «правильный теоретик»? Сделать все заново и единообразно. Хорошо бы… Но где взять специалистов и деньги? Как обеспечить одновременность создания новых систем в разных ведомствах? Сколько лет на это потребуется? Как организации будут работать в период изменений? Куда добавлять текущую информацию — в старую, уходящую систему или еще недоделанную новую? Пожалуй, такой путь выглядит нереально.

Как же быть? Специалисты из Института развития Москвы, приглашенные для решения проблемы, применили свой собственный проверенный подход к решению проблемы — информационную интеграцию, которая стала первым и основным принципом, заложенным в основу построенной системы. При этом не требуется приводить различные ведомственные системы к единообразному виду, а надо просто научиться получать из них информацию по согласованной с руководством форме и сводить ее в единую базу знаний для последующего анализа.

Вторая особенность возникшей проблемы — информация надзорных органов имеет мощный фискальный характер. Руководитель ОАТИ Иван Сергеевич Ищенко высказывает вполне понятные опасения: «Перед каждым тендером ОАТИ готовит сведения о нарушениях строительных компаний-участников. Стоит вам перепутать несколько байт, и ошибочная информация повлияет на исход конкурса. Фирма может лишиться заказа, а мне предъявят иск в несколько миллионов долларов».

Что ж, это логично. Для взаимодействия структур, составляющих в целом систему управления, недостаточно обмена информацией, как бы полна и своевременна она не была. На основе информации, объединенной в системе стройнадзора, принимаются решения, затрагивающие интересы большого количества людей и организаций. Такие решения всегда оформляются и принимаются только на основе документов. При этом имеется в виду не аккуратно разграфленный лист (экран) с текстом, а документ в классическом его понимании; со всеми реквизитами, печатями и подписями, позволяющими установить авторство и историю документа.

Поэтому аналитики Института Развития Москвы принимают решение о том, что система, интегрирующая информацию надзорных контрольных органов, должна оперировать не данными, а документами — это вторая из принципиальных идей решения.

Итак, задача ясна. Необходимо построить систему:

  • сводящую информацию из различных систем в один центр
  • делающую это по установленному регламенту,
  • собирающую информацию из родительской системы в виде документа.

    Поставленная задача автоматически диктует выбор программной технологии — не было и нет лучшего способа решить подобную задачу, чем применить Lotus Notes! Технология, способная собирать данные из разных точек, изначально ориентированная на прием информации в виде документов и организацию этих документов в базы данных, не имеет себе равных при создании документоориентированных территориально-распределенных систем.

    Механизм решения.

    Lotus Notes является технологией «клиент-сервер», состоящей из программы-клиента Lotus Notes Desktop и программы-сервера Lotus Domino. В каждом надзорном органе на одном из компьютеров устанавливается Lotus Notes Desktop. Если там, в свою очередь, много точек сбора информации, то можно поставить Domino, собирающее информацию с «местных» клиентов. Это просто и быстро. Далее, утверждается форма документа для внесения его в систему. Этот вопрос решился естественным путем — в регламенте мэра для каждой контролирующей организации есть форма отчета, который эта организация должна представлять в бумажном виде на совещании: фирма, объект, что нарушили, где нарушили, номер ордера и т. д.

    Форма установленного вида, в которой информация из надзорного органа входит в интегрирующую систему, есть копия этого отчета. Сотрудник надзора, работающий на клиентском месте Lotus Notes Desktop и отвечающий за контроль содержания отчета, указывает под ним свою фамилию. В оперативном порядке, для юридической подстраховки, бумажная копия данного отчета, заверенная организацией-автором, пересылается в центр.

    Отметим, что организация в любом случае обязана была формировать подобный отчет для представления на совещаниях, посему практически никакого дополнительного труда от них не потребовалось. В некоторых компьютерных системах этот отчет формировался автоматически, по нажатию кнопки, тогда их выходная форма после простых машинных преобразований становилась входной формой системы «Пилот-Надзор». Там, где развитых информационных систем не было и информация заносилась просто в текстовые таблицы (Microsoft Word и Excel), данные в форму вносили вручную. Но никто никого «перестраиваться» не заставлял.

    Технология Lotus Notes обеспечивает автоматическую доставку созданных форм-отчетов из разных точек в единый центр — на сервер Lotus Domino. Здесь все поступившие формы «разрезаются» на поля, из которых они собственно и состоят («Объект», «Адрес объекта», «Организация», «Ордер», «Нарушение» и т. д.) и вносятся в единую базу данных — естественно, автоматически.

    Теперь становятся доступны анализ, сортировка, временная ретроспектива. Вводишь ИНН или полное наименование организации и сразу получаешь всю информацию по ней — на каких объектах работает, сколько всего нарушений, сколько нарушений определенного вида, сколько раз предупреждали и т. п. Надо посмотреть, какие виды нарушений наиболее часто встречаются? Нет проблем! Интересует, как дела на конкретном объекте? Вводите название или адрес объекта, и система нарисует картину стройки с точки зрения всех надзорных органов.

    Можно получить различные статистические данные, например — по видам стройработ: на скольких объектах строят с нуля, сколько на ремонте, сколько на реконструкции.

    Сводная база данных построена так, что изменение адреса подрядчика или, например, его названия, не приведет к тому, что с него спишут прошлые грехи. Если изменятся банковские реквизиты — «прицепят» к старым как вторичные. Все связи сохраняются, и документированные данные только накапливаются, не изменяя ранее полученные — это дает возможность исторического анализа. Да иначе и невозможно — документы, в отличие от просто данных, не могут изменяться.

    Результаты.

    Институт развития Москвы завершил работы по построению единой информационной системы московского стройнадзора — «Пилот-Надзор». С технической точки зрения это значит, что построено централизованное хранилище документированной информации, автоматически собирающее данные из удаленных точек, и система, анализирующая данные в этом хранилище и формирующая отчеты.

    А с точки зрения контролирующих органов? Коротко, одним словом — шок! После запуска системы и получения «стереоскопической» сводной картины у многих руководителей строительных организаций повысился уровень адреналина в крови. Выявилось огромное количество нарушений. Вот пример: организация «засветилась» в списке нарушений, а, судя по отчетам ИГАСН, разрешения на строительство у нее нет. Вывод? Самострой!

    Кстати, заодно, московская мэрия получила справочник строительных организаций и объектов. Причем, абсолютно полный «живой» справочник. Пожелай составить такой справочник сторонняя организация — неизвестно, пустили бы ее на объекты или нет, а надзорные органы попадают на все стройки.

    В построенное информационное хранилище можно добавить дополнительную информацию — подборку публикаций в прессе по поводу конкретного стройобъекта или стройорганизации или досье «Жалобы граждан», которые в организациях строительного комплекса Москвы сразу фиксируются в компьютерных системах.

    Еще одно очень важное свойство «Пилот-Надзора», связанное с идеологией ее построения (информационной интеграцией), это — инвариантность системы относительно оргструктуры тех организаций, откуда информация собирается. Может изменится форма отчетности в организации-поставщике информации или появятся нововведения в законодательстве — это никак не коснется описанной системы. Если мэр изменит форму отчета — внедрение новой займет не более пяти дней. Если будет создан новый надзорный орган, то, независимо от устройства его компьютерной системы, он может быть интегрирован в «Пилот-Надзор» за 2 недели.

    Но самое главное — «Пилот-Надзор» — решение экономичное. Ведь можно было бы занять позицию, которую часто озвучивают в надежде на поток бюджетных средств представители компьютерного бизнеса: «У вас тут все не единообразно, все неправильно. Нужно перестроить системы во всех организациях по единому образцу, а потом уже объединять их». А поскольку бюджетных денег обычно не хватает — никакого единого контроля так и не было бы.

    Именно поэтому «Пилот-Надзор», являясь минимально затратным, очень гибким и в полном объеме решающим поставленные задачи, может, пожалуй, быть назван решением изящным. Подобные системы могут быть использованы в любых территориально-распределенных системах управления, которым нужна сводная информация, например, в холдингах или крупных государственных межведомственных организациях.


  • –> вернуться на канал Lotus