Вернуться на главную страницу Algo.ru  
 

IP-телефония: широкое использование в узком кругу

 

 

     

Об одном из наиболее сложных и системных приложений компьютерной телефонии...

24 ноября 2000
–> вернуться на System Integration (reviews)

Недавно компания Cisco Systems провела в Москве CiscoExpo’2000 — первую российскую конференцию по электронному бизнесу и коммерции. На ней компания представила свои разработки в области создания информационных систем и продемонстрировала примеры построения таких систем российскими партнерами.

При этом значительная часть времени конференции была отведена вопросам, связанным с использованием интернет-технологий при строительстве корпоративных информационных систем. Поэтому неудивительно, что участниками CiscoExpo стали более 600 представителей государственных ведомств, промышленных, финансовых и коммерческих организаций — потенциальных заказчиков таких систем.

Одно из центральных мест в списке представленных Cisco технологий и решений заняла на конференции IP-телефония.

  • IP-телефония — технология, которая позволяет использовать IP-сеть в качестве средства организации и ведения местных, международных и междугородных телефонных разговоров. IP-телефония является одним из наиболее сложных и системных приложений компьютерной телефонии.

    Во многих городах России эта технология уже хорошо известна благодаря операторам связи, которые используют решения на ее основе для организации международных и междугородных телефонных переговоров. На данной же конференции эта технология была представлена как решение для корпоративных информационных систем.

    Одним из первых коммерческих решений для IP-телефонии стал разработанный компанией VocalTec в 1995 году пакет программного обеспечения — VocalTec Internet Phone. Впрочем, примерно в это же время подобные решения были предложены и некоторыми другими фирмами.

    На начальном этапе своего развития новая технология воспринималась лишь как очередная компьютерная диковина, и ее пользователями становились любители новых технологий. Для организации связи друг с другом им приходилось закупать необходимое оборудование (наушники и микрофоны) и устанавливать на свои персональные компьютеры специальное ПО.

    На следующий год VocalTec объявила о своей совместной работе с компанией Dialogic над созданием специализированного телефонного сервера для IP-телефонии. К этому времени новая технология доказала свою жизнеспособность: объем рынка IP-телефонии в 1995 году оценивался исследовательской компанией Frost & Sullivan в 1,8 млн $, а за 1996 год его рост составил 997%. Еще через год объем рынка оборудования, ПО и услуг IP-телефонии превысил 200 млн $, а доходы от предоставления услуг телефонной и факсимильной связи по протоколу IP достигли 123 млн $. В 1999 году время телефонных разговоров, проведенных с использованием IP-протокола, выражалось, по различным оценкам, несколькими миллиардами минут. Также несколько миллиардов, но уже долларов, составил доход только от предоставления услуг передачи международного Voice (голосового) IP-трафика.

    Сегодня IP-телефония представляет собой технологию, которая позволяет объединить сети передачи данных и телефонные сети, не один десяток лет до этого существовавшие раздельно. Суть ее заключается в следующем: голосовой трафик преобразуется в цифровую форму и далее пересылается через сети передачи данных, как обычные данные, с тем исключением, что голосовой трафик обрабатывается и пересылается в первую очередь. Достигнув назначения, голосовой трафик преобразуется в аналоговую форму, доступную для восприятия абонентом.

    Однако не все так просто. У IP-телефонии или, как ее еще называют, Voice over IP (голос поверх IP — VoIP) есть свои минусы. В отличие от обычной телефонии, когда при установлении соединения образуется канал, передающий голос без промедлений, в IP-телефонии при передаче голосовых пакетов возникает задержка (delay), связанная с обработкой пакетов при их коммутации (правда, если такая задержка укладывается в определенные рамки, то это практически не сказывается на качестве речи). В этой связи одной из важнейших задач, над которой работают специалисты телекоммуникационных компаний, является уменьшение задержки.

    В то же время сегодня VoIP — это самая удобная в эксплуатации технология. Она не требует какого-либо определенного вида сети и может быть внедрена на сетях, построенных на базе технологии АТМ или Frame Relay. Кроме того, IP-телефония позволяет получить вместо одного аналогового канала от двух до восьми цифровых (в зависимости от степени компрессии) и соответственно снизить стоимость междугородной и международной связи, а также дает возможность использовать имеющуюся у организации сеть передачи данных для передачи голоса без построения отдельной телефонной сети (за счет этого вполне реально снизить стоимость построения и эксплуатации корпоративной сети). Эти характеристики VoIP сделали данную технологию востребованной на рынке корпоративных информационных систем.

    Сегодня ведущие производители телекоммуникационного оборудования выпускают различные решения, которые поддерживают передачу голоса поверх IP и позволяют решать задачи организации обычной, международной и междугородной телефонии (решения для операторов связи, провайдеров IP-телефонии и услуг интернет) или корпоративной связи (например, между офисами одной фирмы, расположенными в разных городах).

    В частности, Cisco Systems, которая была и остается лидером по производству оборудования для сетей передачи данных, уже внедрила в свои продукты функции поддержки передачи голоса через сети передачи данных.

    Сегодня большая часть оборудования для IP-телефонии различных производителей примерно равна по своему функционалу. Техника же Cisco выделяется из этого ряда качеством организации голосовой связи в сетях передачи данных. Эту задачу компания решает за счет использования стандартизованных протоколов. Благодаря этому обеспечивается совместимость оборудования Cisco с техникой других производителей, которые придерживаются общепринятых стандартов. Кроме того, Cisco ведет разработки новых протоколов и стандартов, с тем чтобы уменьшить время задержки при передаче голосового трафика по сетям передачи данных.

    Но это еще не все. Около года назад Cisco разработала архитектуру AVVID (т. е. интегрированную архитектуру для передачи голоса, видео и данных), которая, как следует из ее названия, позволяет обеспечить передачу разных видов трафика внутри одной сети.

    Помимо Cisco Systems, производством оборудования для IP-телефонии занимаются те же VocalTec и Dialogic, а также Avaya Communications/Lucent Technologies, Nortel Networks и другие компании. В целом сегодня большинство производителей телекоммуникационной техники стараются внедрить в свои решения поддержку IP-телефонии. При этом они выпускают как специальные решения, так и системы, для которых IP-телефония — только одна из функций. И у каждого из них свой подход.

    В частности, Avaya/Lucent, в отличие от Cisco Systems, решает данную задачу путем добавления поддержки IP-телефонии в свои решения для голосовой связи. Так, поддержка IP-телефонии стала одной из функций коммуникационной платформы DEFINITY, которая используется как для предоставления услуг связи компаниями-операторами, так и для создания корпоративных систем связи. При этом станции DEFINITY, выпущенные несколько лет назад и потому не поддерживающие IP-телефонию, в большинстве случаев могут быть модернизированы путем добавления новых модулей и обновления ПО. То есть Avaya/Lucent подходит к передаче голоса поверх IP как бы со стороны традиционной телефонной связи.

    Впрочем, в портфеле компании есть и другие решения. Например, шлюз ITS-SP Gateway, который обеспечивает соединение телефонной и IP-сетей (отвечает на вызов, устанавливает связь с другим шлюзом, а также производит сжатие, пакетирование и восстановление голоса). Другое устройство Avaya/Lucent — диспетчер (GateKeeper) ITS-SAM (Service Access Manager) — представляет собой оборудование для возможности работы с IP-сетью. Оно решает задачи аутентификации и авторизации абонента, распределения вызовов между шлюзами и пр.

    Про особенности технологии IP-телефонии и соответствующего оборудования различных производителей можно говорить долго. Но, в любом случае, справедливо утверждать, что использование IP-телефонии для создания корпоративной сети связи уже сегодня позволяет предприятию сэкономить значительные (и даже очень!) средства. Особенно если использовать при этом решения, для которых VoIP является лишь одной из функций (например, Cisco AVVID). В таком случае компания снизит затраты на обеспечение междугородной и международной связи и администрирование сети. Этого она добьется за счет использования соответствующих программных приложений, уменьшения расходов на развертывание сетевой инфраструктуры (при строительстве структурированной кабельной системы отпадает необходимость в прокладке телефонных кабелей), создании телефонной сети в дополнение к сети передачи данных и т. д.

    Кроме того, внедрение данной технологии позволит уменьшить размер вложений в приобретение оборудования и плату за его обслуживание. Ведь индустрия оборудования для сетей передачи данных на протяжении длительного периода времени развивается гораздо быстрее, чем индустрия телефонных станций. Жизненный цикл сетевого продукта составляет в среднем 18 месяцев, а его цена постоянно снижается, так же, как и стоимость модернизации и сервисного обслуживания.

    При этом необходимо учитывать, что использование в корпоративных системах связи VoIP не означает немедленной замены уже действующего на предприятии телефонного оборудования. При подключении к сети передачи данных, поддерживающей передачу голоса, или напрямую к серверу IP-телефонии оно сможет исправно обеспечивать связью сотрудников компании еще не один год.

    Таким образом, становится объяснимым интерес различных организаций — государственных и коммерческих — к IP-телефонии как к решению, которое может быть использовано при создании корпоративных информационных систем. И сегодня на российском компьютерном рынке есть компании, которые умеют строить соответствующие решения на базе оборудования вышеназванных производителей телекоммуникационной техники. Например, опытом создания подобных систем в полной мере обладает московский системный интегратор КРОК, построивший систему IP-телефонии в своем офисе, а также реализовавший такое решение в рамках проекта по созданию мультисервисной сети в Новосибирском банке Сбербанка РФ. В частности, КРОК установил в ряде городских отделений банка собственно IP-телефоны и организовал передачу голосового трафика между всеми его подразделениями по IP-сетям.

    В дальнейшем предполагается соединить IP-сетью 30 отделений Новосибирского Сбербанка, расположенных в других городах области, а также организовать линию цифровой связи между Сбербанками Новосибирска, Кемерова и Томска.

    * * *
    В заключение хотелось бы отметить, что, согласно прогнозам аналитических компаний, в ближайшие несколько лет объем рынка услуг IP-телефонии будет ежегодно возрастать на десятки и даже сотни процентов, а к 2010 году более 50% мирового голосового трафика будет передаваться через IP-сети.

    Это означает, что технология IP-телефонии будет применяться в корпоративных информационных системах все чаще и чаще.


    –> вернуться на канал System Integration (reviews)